Правовые аспекты использования беспилотников в России

Правовая база

Основным документом является постановление Правительства РФ от 11 марта 2010 г. N 138 «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации»

Второй параграф Правил содержит определение БЛА: беспилотный летательный аппарат — летательный аппарат, выполняющий полет без пилота (экипажа) на борту и управляемый в полете автоматически, оператором с пункта управления или сочетанием указанных способов.
Таким образом, все, что летает на радиоуправлении либо с помощью полетного компьютера называется БЛА. Более того, БЛА является воздушным судном.
Можно было бы найти лазейку в определении воздушного пространства, однако оно определено как “воздушное пространство над территорией Российской Федерации, в том числе воздушное пространство над внутренними водами и территориальным морем” — Воздушный кодекс Российской Федерации. Т.е. нет даже “щелочки” между поверхность земли и реальным воздушным пространством в которую могли бы поместиться авиамоделисты.

Продолжаем в разделе 52 Федеральных Правил:
52. Использование воздушного пространства беспилотным летательным аппаратом в воздушном пространстве классов A, C и G осуществляется на основании плана полета воздушного судна и разрешения на использование воздушного пространства.
Использование воздушного пространства беспилотным летательным аппаратом осуществляется посредством установления временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений в интересах пользователей воздушного пространства, организующих полеты беспилотным летательным аппаратом.

Законодательство — полный кошмар

Чтобы почувствовать этот бред в полной мере, необходимо сопоставить, что в воздушном пространстве класса G для обычного легкомоторного самолета, летающего ниже 3050 метров и не быстрее 450 км/ч разрешение не требуется. А для радиоуправляемого коптера или самолета обязательно нужен план полета и разрешение на использование воздушного пространства.

Юридически полный комплект разрешений, необходимый для использования БЛА в воздушном пространстве РФ в соответствии с Воздушным законодательством РФ представляет собой (источник):
— сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам);
— государственный и регистрационный или учетный опознавательные знаки;
— сертификат (свидетельство) о допуске к управлению ВС лиц из числа авиационного персонала;
— подтверждение органа ЕС ОрВД об установлении временного или местного режима и включению поданного установленным порядком плана полета БЛА, в суточный план зонального и районного центра Единой системы;
— разрешение на использование воздушного пространства органа ЕС ОрВД.

Если мы собираемся летать в Москве, необходимо получить специальное разрешение на полеты в запретных зонах. А в Санкт-Петербурге в дополнении к вышесказанному канал управления БЛА должен быть защищенным.

Отдельный бред начинается, если вы ко всему прочему занимаетесь картографической съемкой. Я не буду приводить полный алгоритм получения разрешения, отмечу лишь необходимость наличия двух лицензий (на геодезическую деятельность и на работу с гостайной), наличие секретной комнаты с сейфом, наличие разрешения от ФСБ на полет, наличие разрешения от Генштаба области, разрешение администрации населенных пунктов. Насколько я знаю, лицензию на геодезическую деятельность вроде бы можно не предоставлять, а вот время и нервы на получение всего остального можно себе представить.

Даже если у вас есть все лицензии и разрешения на полеты, от судебных разбирательств это не избавит. Вот, например, свежее дело, которое в конце концов ООО «Ижмаш-Беспилотные системы» к счастью выиграло у Управления Ространснадзора. Цена вопроса, между прочим, была от 300 до 500 тысяч рублей, а выиграть удалось только за счет переквалификации дела в малозначительное.

Что же грозит за нарушение закона?

Статья 11.4 ч. 1 КоАП Российской Федерации предусматривает
За нарушение федеральных правил пользователем воздушного пространства:
1. Вы — частное лицо: штраф в размере от 2 до 5 тысяч рублей
2. Вы — должностное лицо: штраф от 25 до 30 тысяч рублей
3. Вы — юридическое лицо: штраф от 250 до 300 тысяч рублей (возможен отзыв лицензии на 90 дней)

Статья 11.4 ч. 2
За нарушение воздушного пространства:
1. Вы — частное лицо: штраф в размере от 2 до 5 тысяч рублей
2. Вы — должностное лицо: штраф от 30 до 50 тысяч рублей
3. Вы — юридическое лицо: штраф от 300 до 500 тысяч рублей (возможен отзыв лицензии на 90 дней)

К нам относится именно ч.2, так как мы не являемся законным пользователем воздушного пространства, при этом нарушаем его. Хорошо видно, что нарушать закон физическому лицу выходит на два порядка дешевле, чем юридическому. Во-вторых, во внимание должна приниматься оценка значительности ущерба от наших полетов; одно дело, когда мы летаем в поле и другое — в черте города. Иными словами, при благоприятных обстоятельствах штрафа можно избежать, а в самом плохом случае штраф составит 5 тысяч рублей.

Уголовная ответственность наступает только в том случае, если полеты воздушного судна без разрешения привели к гибели одного или нескольких людей (источник).

Выводы

Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Получить физическому лицу (равно как и индивидуальному предпринимателю) разрешение на полеты БЛА в Российской Федерации невозможно.
2. В Российской Федерации полеты на радиоуправляемых самолетах, вертолетах и коптерах физическим лицам вне помещений запрещены, однако максимальное наказание за полет составляет 5 тысяч рублей (в рамках административного правонарушения).
3. Избежать наказания можно, если нарушение будет признано незначительным. Т.е. летать надо так, чтобы потенциальная возможность причинить вред была минимальной.

P.S. Есть еще пара статей, под которые можно подвести людей, летающих на коптерах. Я сознательно не буду их здесь публиковать — кто хочет, тот додумается и найдет, а вот давать в руки правохранительных органов подсказки я не стану.

 

Благодарим Игнатия Новосёлова за ссылку на статью.

14 comments

  1. Futro

    А почему птицы у нас летают без разрешения на полеты в запретном воздушном пространстве? Не порядок. Нужно всем выдать паспорта и разрешение на полет.
    Потенциальная опасность от падения птицы (ворона порядка 1,2 кг.) не более чем тот же Фантом.

    • GrAnd

      Птицам можно летать без разрешения, т.к. у них экипаж на борту, т.е. они не БЛА. Следовательно они подпадают под «в воздушном пространстве класса G для обычного легкомоторного самолета, летающего ниже 3050 метров и не быстрее 450 км/ч разрешение не требуется». :)

      • Сергей

        Так и тянет посадить в БЛА муху как пилота, а сам я типа только смотрю видео…

  2. Не Герой

    Особую пикантность ситуации придает тот момент, что свободнолетающие модели самолетов и планеров под раздачу не попадают, хотя могут иметь очень приличную размерность и летают высоко/далеко. И при этом никак не контролируются оператором…

  3. Игорь Романов

    Новость! Случай из Казани о задержании при полетах на мультикоптере на данный момент рядовой среди владельцев БЛА. А тема такая!!!… Многие выкладывают свои съемки полетов у себя в соцсетях, некоторые на своих специализированных сайтах об услугах аэросъемки. Таким образом уже демонстрируя свое нарушение Кодекса РФ, да еще и с доказательствами своего нарушения. На мой взгляд вот где можно покопаться прокуратуре и взять нас за одно место! Наверное у них пока руки не дошли. А вдруг ЕСЛИ???…. Что бы не уйти от темы, что часто происходило на разных форумах по этому вопросу, еще раз перефразирую…ТАК!!! Вопрос состоит НЕ в том, (см. начало) не в получении РАЗРЕШЕНИЯ, а что ЕСЛИ ПРОКУРАТУРА заинтересуется выложенным ПОРТФОЛИО полетов, являющимся доказательством нарушения воздушного пространства РФ самих же АВТОРОВ, как следствие — нарушение Кодекса, как следствие — НАКАЗАНИЕ. Другими словами, мы ставим КАПКАН самим себе, да еще и задним числом!!! А у многих такое портфолио выложено…

    • kas_spb

      » а что ЕСЛИ ПРОКУРАТУРА заинтересуется выложенным ПОРТФОЛИО полетов, являющимся доказательством нарушения воздушного пространства РФ»

      По видео не известен номер судна, так же не известно, есть ли разрешение на полеты у вашего судна или нет. Конечно можно проделать приличную работу, и проверить, выдавалось ли разрешение или нет. Так же надо будет доказать что съемка велась с беспилотного аппарата — это и дураку будет понятно, но доказательства все равно нужны))) Так что я бы не переживал)

    • Dimanych

      При вызове в прокуратуру скажи (напиши), что видео не твое ,нашел в инете и выдал за свое. И харю не светить на своих видео, а только пейзажи желательно. Тоды и придраться, что это ты летал нету, состава не будеть.

    • Viktor

      Позор!!!
      «Если звезды на небе зажигаются, значит это кому нибудь нужно…». Маленький Принц (Антуан Де Сент — Екзюпери)

  4. Против

    Вот если на дачах один человек решил запускать беспилотник, и эта дрянь без конца летает над моим участком, это является нарушением? Как то неприятно, когда тебя вечно преследуют чьи то глаза!!!

    • Dimanych

      Так может и не смотрят за тобой, может он просто летает через твой участок и все. Спроси что он там хочет. Рогатку купи, пальни 1 раз и все он поймет.

Комментировать

Войти с помощью: 
Можно использовать следующие теги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>